ГлавнаяПутеводительКипрские традицииГамбис Цангарис - народный гравюр

Гамбис Цангарис - народный гравюр

1 ноября 2011
Гамбис Цангарис - народный гравюр

Многие полагают, что успешные, добившиеся признания художники могут вести беззаботную жизнь — спокойно, без лишней суеты пожинать плоды своей деятельности, имея солидные доходы от продажи собственных работ, щедрые комиссионные и гонорары. Гамбис, именитый художник-гравер, является исключением: он решил посвятить все свое время, энергию и сбережения преподаванию искусства гравюры и поддержке молодых талантливых художников-киприотов.

Произведения сына крестьянина из Фамагусты получили международное признание. В редкие часы досуга он по-прежнему создает уникальные гравюры и чудесные книжные иллюстрации. По признанию самого Гамбиса, его внутренняя потребность делиться своим опытом и просвещать киприотов в сфере искусства графики — это выражение признательности его учителю — греческому художнику А. Тассосу, который определил весь жизненный и профессиональный путь тогда еще 24-летнего Гамбиса, зародив в нем страсть к гравюре.

Годы обучения в мастерской Тассоса в Афинах подготовили Гамбиса к поступлению в Художественный институт имени Сурикова в Москве, где он в течение шести лет усердно изучал графическое искусство. По возвращении на Кипр Гамбис сотрудничал в газете «Харавги» в качестве автора статей по культуре и искусству, а также преподавал графику, до тех пор пока в 2008 году не решил осуществить давнюю мечту — создать центр и музей гравюрного мастерства.

Рисунок Кипр

Затерявшаяся среди холмов вдалеке от шикарных галерей Никосии, деревушка Платанистея на первый взгляд кажется неподходящим пристанищем для одной из самых интригующих коллекций произведений искусства и школы гравюрного мастерства. Гамбис открыл для себя это место много лет назад, он был просто очарован его красотой и отрешенностью от внешнего мира, — здесь человек «свободен для творчества». Всего лишь несколько лет назад местные постройки пребывали в плачевном состоянии; сегодня атмосфера безмятежности и наполненные светом пространства создают мощный творческий стимул для сотен студентов и гостей, которые совершают паломничество в Платанистею, чтобы стать учениками знаменитого гравера и насладиться богатой музейной коллекцией.

Художник знает мельчайшие подробности каждой из гравюр музея, но удивительно сдержанно говорит о собственном даровании, гораздо охотнее комментируя творения других мастеров и студентов. В ответ на предположение о том, что студенты восхищаются учителем так же, как он сам когда-то своим наставником, Гамбис застенчиво отвергает эту идею: «Вы так думаете? Мне известно то, что я знаю, но мне также известно, что знаю я очень немного, и я не кривлю душой. Я люблю своих учеников и надеюсь, что у меня получится удержать их, потому что я еще многому могу научить их».

Творения Гамбиса выставлены в здании, расположенном в красивом саду за школой. Оба этажа до отказа заполнены гравюрами, которые художник создал за последние сорок лет. К сожалению, большая часть работ, которые Гамбис представил Тассосу, чтобы попасть к нему на обучение, была утеряна во время оккупации 1974 года, лишь несколько произведений, в том числе его первые гравюры на дереве, были возвращены друзьями мастера в обмен на новые работы.

Гамбис стал беженцем из оккупированного селения Контея. Болезненное разделение острова, продолжающееся до настоящего времени, оказало сильное влияние на художника, особенно в первые годы, что наиболее ярко отражает серия «Мой дом» и исполненный душевной боли автопортрет 1979 года. Эти работы, а также более поздние серии, созданные по эскизам, отражающим детские вспоминания о деревне, являются свидетельством жизненного опыта и изменчивого настроения, которые стали источником вдохновения. «Видите, как я меняюсь каждый раз, когда сажусь за работу?» — спрашивает мастер, указывая на произведения, связанные с его жизнью. Откровенная, выразительная коллекция дает возможность заглянуть в мысли и чувства автора, для которого свойственны непреходящая увлеченность экспериментами и постоянное возвращение к нерешенным проблемам.

Цвет — своеобразный эмоциональный барометр художника: отсутствие красок в серии монохромных гравюр отражает суровый реализм политической и гуманитарной борьбы на острове, а пастельные тона в изображениях московских сцен и провокационной эротической серии воссоздают картину «счастливого периода» в России. Гамбис не раскрывает причин столь резких перемен: «Я испытывал разные эмоции: когда ты на войне — чувствуешь одно, а когда ты в постели с женщиной — разумеется, совсем другое. Это было моей потребностью, я всю жизнь влюблен, но тогда было время для выражения этих эмоций, — рассказывает художник. — Однако я не планирую перемены, я меняюсь каждый раз, когда делаю что-то новое, потому что я не должен повторяться».

Действительно, галерея наглядно демонстрирует гибкость таланта Гамбиса и способность художника генерировать новые идеи и технологии изготовления гравюр. Попутно он стал искусным сказочником, и его богато иллюстрированные сказки, основанные на мифах и легендах, одинаково нравятся взрослым и детям.

Первая сказка — «Спанос и сорок драконов» — была опубликована в 1986 году. За ней последовали «Венецианский принц», «Фея-волшебница», два тома рассказов о Каликанжиари. В 2007 году за сказку «Лепрекон и игрушка» автор был удостоен государственной награды за достижения в области литературы, в следующем году массу похвальных отзывов получили иллюстрации к книге «Каликанжиари — сказки Кипра».

Всем иллюстрациям присущ неповторимый почерк Гамбиса, притом что каждую художник выполнил в уникальном стиле — начиная от черно-белых линогравюр для «Спаноса» и заканчивая призрачными и озорными работами для «Каликанжиари», созданными от руки, но «рожденными в компьютере». Автор сознательно не стремится к разнообразию. Он говорит, что на него оказывает влияние «язык повествования»: в качестве примера можно привести смелые цветные коллажи для «Венецианского принца», отражающие великолепие города, в котором разворачивается история.

Его точные характеристики завладели воображением других художников, которые успешно воплотили их на сцене и на экране. Берлинский театр кукол «Аристо-фанни» поставил «Венецианского принца», а композитор Гиоргос Карвеллос и поэт Кулис Теодору объединили эту историю со сказкой «Спанос» в мюзикле «Сказки Гамбиса». Художник очень рад, что его иллюстрации пробудили интерес к фольклорному наследию: «Каждый счастлив, когда его творчество получает признание, но главное удовлетворение мне приносит преемственность. Работы в движении; мои иллюстрации — часть меня самого, и мне приятно, что они становятся источником вдохновения для других художников».

Гамбис готовит еще одну книгу сказок, но не знает, когда закончит ее оформление: «Книга очень интересная; эти истории мне поведал мой друг, который теперь очень стар. Я начал эту работу три года назад, но мне нужно еще время», — делится художник.

Гамбис и его жена Елена все свое время отдают музею и школе, но, хотя насыщенный график оставляет мало времени для творчества, художник поставил перед собой смелую задачу — закончить книгу и продолжить работу над серией портретов «Мои друзья».

На сегодняшний день он завершил девять работ, ставших выражением благодарности, и подарил их своим дорогим друзьям, которым повезло обрести бессмертие на гравюре. Среди них — президент Димитрис Христофиас, учредитель и президент Кипрского союза журналистов Андреас Каннаоурос и музейный плотник Фанос Василу.

И все же музей — это средство осуществления не менее значительной мечты художника: «Я ощущал потребность создать этот музей, чтобы научить людей всему, что я знаю об искусстве создания гравюр. Мы не думаем о нашем времени или об отдыхе, наша жизнь — музей, она отдана музею».

По его собственному признанию, мир искусства может высокомерно и пренебрежительно относиться ко всем, кто не принадлежит к узкому кругу избранных. Но есть и такие, как Гамбис, наделенные великим художественным талантом и в то же время отличающиеся величайшим гуманизмом; щедрые на похвалу, искренне желающие поведать о своем замкнутом мире, учить, просвещать и в особенности делиться счастьем, которое он может дать.

Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Аренда недвижимости на Кипре

Хотите арендовать на Кипре квартиру или дом и отдыхать до 90 дней подряд по выгодной цене?

Город:
Тип:
Cпален: