Пафос - это имя, объединившее два города-близнеца: Пано Пафос (Верхний Пафос, называемый местными жителями Ктима) и Нео Пафос, или Като Пафос (Нижний Пафос).
В Византийский период город был перенесен в глубь острова, на вершину холма, где он и находится в настоящее время. Сегодня это центр торговли, административного управления и культуры, в то время как в нижнем городе находятся живописные руины римских поселений.
Ктиму (Верхний Пафос) лучше всего обойти пешком, поскольку большинство исторических объектов, за исключением Археологического музея, находятся вблизи друг от друга. Туристическая зона в Старом городе подвергалась реставрации. На основной торговой улице - авеню Макариоса - вы встретите широкий выбор ювелирных изделий, одежды и обуви. Совершив прогулку по Старому городу, можно остановиться в зеленой зоне, в южной части города, неподалеку от Акрополя, а также Византийского и Этнографического музеев.
Восточная часть города известна широкими проспектами с классическими зданиями, школами и библиотеками. Западная часть - это лабиринт узких улочек с традиционной архитектурой.
Достопримечательности Пафоса
Карта центра Пафоса
На карте:
2. Агора
4. Айос-Кендас
6. Айос-Теодорус (Собор Св. Тедора)
7. Геологическая экспозиция
8. Дворец епископа и Византийский музей
3. Лутра (Турецкие бани)
1. Мечеть
5. Ратуша
9. Этнографический музей
Мечеть Ками Кебир Namik Kemil
Мечеть - свидетельство прежнего турецкого присутствия в этом районе. Эта бывшая византийская церковь, расположенная в прежнем районе Муталлос, носила название Айя-София.
Агора
Agoras street
Это декоративно украшенное здание крытого рынка, находящееся в центре города, неподалеку от автобусной остановки, было возведено в начале XX в. В наши дни продавцов фруктов и овощей здесь сменили торговцы сладостями и сувенирами.
Фруктовый и овощной рынок в Агоре
Лутра (Турецкие бани)
Militiathou, рядом с крытым базаром (agora)
В тени деревьев южнее Агоры находятся турецкие бани. Скорее всего изначально это строение с каменным куполом было церковью. Затем там размещались турецкие бани, после чего некоторые помещения были переданы муниципальному музею. Однако музей переехал на новое место. Здание пустовало до тех пор, пока в наши дни ему не вернули его прежний облик.
Айос-Кендас
Фасад этого здания, построенного в 1930 г., не производит большого впечатления. Однако его стоит осмотреть изнутри, и вы увидите резной деревянный иконостас, трон епископа и несколько икон XIX века.
Ратуша
В этом одноэтажном здании на краю муниципального сада, выстроенном в неоклассическом стиле и напоминающем образцы древнегреческой архитектуры, находятся Ратуша и Регистрационная палата. Это одно из самых популярных мест для бракосочетания. В центре площади - изящная ионическая колонна, а за ней - одноэтажное здание муниципальной библиотеки.
Church Айос-Теодорус (Собор св. Тедора)
Andrea Ioannou
Айос-Теодорус, построенная в 1896 г., - это старейшая церковь в Ктиме, и ее значение для местной православной общины столь же велико, как и собора Св. Иоанна (Айос-Иоаннис) в Никосии. Неподалеку от площади находится колонна в память о жертвах турецкого геноцида 1821 г., в числе которых епископ Пафосский Хрисантос и многие представители греческого духовенства.
Дворец епископа и Византийский музей
Это здание в венецианском стиле служит резиденцией епископа Пафосского и является самой важной церковной постройкой после Айос-Теодорус. Сооруженное в 1910 г. епископом Пафосским Иаскосом, оно впоследствии было расширено епископом Хризостомосом, к нему была также пристроена аркада. Здесь частично размещена коллекция Византийского музея. Экспозиция содержит коллекцию икон, включая старейшую на острове Айя-Марина (IX е.) и Панагия Элусса (XII в.) из монастыря Айос-Саврас.
Здесь также представлены книги религиозного содержания, включая Библию 1472 г., собрание документов, подписанных турецкими султанами, и другие бесценные манускрипты.
Вы найдете здесь коллекцию монет, народных костюмов, керамики, кухонной утвари. В саду можно видеть печь из старинной пекарни и каменный саркофаг III в.
Этнографический музей
Время работы: окт.-сен.: 9.00-13.00 и 14.00-17.00 пн-пт, 9.00-13.00 сб; май-сен.: 9.00-13.00 и 15.00-19.00 пн-пт, 10.00-13.00 вс.
Экспозиция Этнографического музея
Гробницы царей (Гробницы королей)
Leoforos Tafon ton Vasileion. Tel 263 06295. Время работа: июнь-июль: 8.00-19.30 ежедн.; сен.-май: 8.00-17.00 ежедн. Автобус №15 из Като Пафоса.
Этот некрополь представляет собой систему пещер и каменных надгробий, история которых восходит к эллинскому и римскому периодам (между III в. до н. э. и III в. н. э.). Расположенный к северу от Като Пафоса за границами старого города и недалеко от морского побережья, он состоит из надгробий, вытесанных из мягкого известняка.
Для посетителей открыты восемь комплексов захоронений, при этом наибольший интерес представляют: 3-й, 4-й и 8-й. Вы можете спуститься в склеп по каменным ступеням. Некоторые гробницы украшены фресками.
Архитектурный стиль многих надгробий, особенно в северной части некрополя, имеет сходство с древнеегипетскими захоронениями времен Птолемеев в Александрии. По свидетельству историков родственники умерших в годовщины смерти устраивали ритуальную трапезу, недоеденную пищу оставляли там же. Похожий обряд существует в греческих православных общинах до сих пор.
Гробницы веками подвергались разграблению. Одним из наиболее известных расхитителей был американский консул в Ларнаке Луиджи Пальма де Чеснола, разоривший множество захоронений, включая Курион и Гробницы царей. Однако гробницы создавались, когда на Кипре уже не было царей, и, возможно, они использовались для захоронения выдающихся граждан Пафоса, чиновников и офицеров. Свое название они получили из-за роскошного убранства. В гробницах прятались первые христиане от преследований. Позднее пещеры использовались как каменоломня. По утрам здесь царит уникальная атмосфера.
Гробницы царей
Church Айя-Кириаки
Odos Pa?as Afroditis. Работает: ежедневно.
Каменная церковь XII в. Айя-Кириаки, колокольней и куполом, достроенными позднее, известна также как Панагия-Хрисополитисса (Богородица Золотого города). Она была возведена на руинах крупнейшей на Кипре ранней византийской базилики. Неподалеку был расположен дворец епископа. Обе постройки были разрушены арабскими завоевателями, однако сохранились некоторые фрагменты, включая напольную мозаику IV в. на религиозную тему. Дорога к Айя-Кириаки протянулась вдоль платформы, установленной над местом проведения археологических раскопок. Отсюда вы можете увидеть несколько отдельно стоящих колонн. Одна из них - «Колонна св. Павла». Апостол прибыл на Кипр проповедовать христианство, но был схвачен римскими солдатами и доставлен к Сергию Павлу, который приказал его высечь. Св. Павел ослепил своего обвинителя Элимаса, убедив Сергия в своей невиновности до такой степени, что сам проконсул обратился в христианство.
Более десятилетия Айя-Кириаки использовалась совместно католической и англиканской общиной.
Прекрасная церковь, построенная рядом на скале, составляющая часть крепостных стен Като Пафоса, называется Панагия-Теоскепасти - «охраняемая Богом». Согласно апокрифу, во время ожесточенной атаки арабов ее окутало чудесное облако, укрыв тем самым от неприятеля.
Каменная церковь Айя-Кириаки, XII в.
Катакомбы Айя-Соломони и Гора Фабрика
Leoforos Apostolou Palou. Время работы: днем
Эта подземная церковь, посвященная св. Соломонии, иудейке, чьи семеро сыновей подвергались пыткам на ее глазах и которая причислена к лику кипрских святых, находится в помещении бывшей гробницы.
Вероятно, во времена римского владычества на этом месте стояла синагога, а раньше - языческое святилище.
Крутые ступени ведут в подземный храм. В соседней пещере находится емкость, по легенде содержащая чудотворную воду. Похожие катакомбы, Айос-Ламбрианос, находятся на другой стороне улицы.
Справа за Айя-Соломони высится известковая гора Фабрика, в недрах которой высечены подземные камеры, создававшиеся в эллинские и римские времена, однако их назначение осталось неизвестным.
Дерево возле Катакомб Айя-Соломони
Археологический музей
Griva Digeni 43. Tel 263 06215.
Один из наиболее интересных археологических музеев мира. Он находится не в центре города, в современном здании, стоящем на дороге, ведущей в Героскипу. Коллекция включает экспонаты эпохи неолита, бронзового века, эллинизма, римские, византийские, средневековые предметы вплоть до XVIII в.
Особый интерес представляют статуэтки бронзового века. В музее также можно увидеть стеатитовых идолов, скелет III в. н. э., найденный в Лемпе, мумию девочки и разнообразную эллинскую керамику, стекло и ювелирные изделия. Здесь также представлены саркофаги, скульптуры, коллекция монет, глиняных горшков для кипятка, а также набор римских хирургических инструментов - свидетельство высокого уровня развития древней медицины. В музее можно увидеть множество экспонатов из Като Пафос.
Аквариум
Odos Dionysou. Tel 269 53920. Время работы: 9.00-20.00 ежедневно.
Аквариум, посвященный главным образом окружающей среде Средиземноморья, представляет в нескольких резервуарах большое разнообразие морской и пресноводной рыбы со всего мира. Наибольшей популярностью у посетителей пользуются аквариумы с акулами и пираньями.
Пляжи Пафоса
В Пафосе перед отелями есть несколько пляжей. Они удобны для занятий водным спортом. Неплохой муниципальный пляж находится возле Леофорос Посейдонос - в центре Като Пафоса, недалеко от Муниципального сада. Поодаль, к северу от археологической зоны протянулся Фарос Бич, покрытый галькой и песком.
Хорошие галечные пляжи находятся к северу от Пафоса. Приблизительно в 8 км от города на берегу залива Киссо-нерга находится пляж, окруженный банановыми плантациями и редко посещаемый туристами. Самый красивый и популярный песчаный пляж - это Коралловая бухта в 10 км к северу от города. Он оборудован всеми удобствами, здесь можно заниматься основными видами водного спорта.
Один из пляжей Пафоса
Несколько пляжей протянулись с востока, в том числе Аликес, Врисудья и Пахиамос. Одно из самых красивых мест - пляж около Скалы Афродиты, покрытый гладкой галькой. Из удобств здесь, однако, только общественные туалеты и душевые кабинки возле автостоянки. Приезжать сюда следует либо ранним утром, либо ближе к вечеру, чтобы насладиться закатом.